
Предлагаем несколько проверенных практик, которые помогут учителю поговорить с детьми об экологии - хоть на географии, хоть на биологии, хоть на "окружайке", а в идеале - на тематических внеурочных занятиях.
Не собирать, а понимать
Просто собирать вторсырье детям уже недостаточно. Им критически важно понимать, что происходит с отходами дальше. Как устроена вторичная переработка? Как можно утилизировать отходы и какой способ лучше? Ответом на эти запросы становятся не лекции, а интерактивные и вовлекающие форматы: видеоролики с популярными блогерами, игровые карточки, командные квесты и другие.
Видео и викторины
Один из таких примеров — проект Кинобус «ПРО ЭКО» блогера-гидрогеолога Жоры Каваносяна. Это передвижная киностудия, которая снимает викторины в разных городах России — от Сочи до Байкала. Местные жители пытаются ответить на неожиданные вопросы: «Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?», «Где на Земле хранятся самые большие запасы кислорода?» и так далее. Причем дети соревнуются в борьбе за самого экологически прокачанного азартнее взрослых. За время работы проекта вышло 13 выпусков, студия побывала в 12 городах, а в офлайн-викторинах поучаствовали более 1500 человек. В проекте Кинобус «ПРО ЭКО» участвуют обычные люди, выпуски шоу доступны в интернете. Такой формат помогает развенчивать мифы и лучше усваивать информацию.
Развитие системного мышления
Вместо апокалиптических сценариев, которые вызывают тревогу, лучше использовать игровые механики. Это стимулирует:
Азарт. Командное соревнование на баллы с ограничением времени (30–60 секунд на вопрос) не дает заскучать.
Жажду открытий. Дети сами находят ответы через обсуждение. Например, узнают, что тонна макулатуры спасает 17 деревьев, а флисовая кофта и пластиковая бутылка могут быть сделаны из одного сырья.
Развитие системного мышления. Школьники не просто заучивают, что батарейки нельзя выбрасывать, а узнают, что один маленький аккумулятор загрязняет 20 кв. м земли тяжелыми металлами. Они разбираются в понятии «цифровой след» и в том, как хранение ненужных файлов в облаке вредит климату.
От экотеории к экопрактике
Эксперты-методологи Центра экономии ресурсов при поддержке проекта «Экокласс.рф» разработали программу экоуроков «Вторая жизнь пластика», которая состоит из готовых сценариев занятий для учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования. Быть экологом или вести естественно-научные предметы для этого совершенно не обязательно. Сценарии постоянно обновляются и отвечают вызовам сегодняшнего дня, а методический гид настолько подробный, что при желании провести урок может родитель или даже старшеклассник.
Методические гиды разработаны для двух разных возрастных групп: посещать занятия могут дети с 5-го по 11-й класс. Среди дополнительных активностей — интеллектуальная игра, квест с увлекательными командными заданиями, практическая домашняя работа и экомарафон. На таких игровых уроках школьники легче осваивают сложные термины и начинают мыслить системно, понимая полный жизненный цикл вещей — от производства до переработки.
Программа получила рекомендации Федерального центра дополнительного образования (ФЦДО). В прошлом году в ней приняли участие более 35 000 учащихся по всей стране, а также 3600 учителей и экоактивистов, которые провели занятия.
Расследование своими силами
Еще один популярный формат, который любая школа может организовать самостоятельно, — экоквест. Это гибрид экологического расследования и деловой игры. Команды перемещаются по «станциям», где их ждут новые проблемы для решения. Быстрая смена задач и ограниченное время держат в тонусе, прокачивают навыки командной работы, критическое мышление и аргументацию.
Источник: МЕЛ