Раздумья о современной российской семье и школе - это трудные, мучительные раздумья о важнейших институтах общества, сориентированных в свое время на западные образцы и модели обучения и воспитания. Эти чуждые нам модели никак не способствовали воспитанию новых поколений россиян, не оторванных от своих исторических и культурных корней, поколений, устремленных в завтрашний день.
А ведь, как известно, образование — самая важная проблема общества, здесь находятся главные возможности для духовного преобразования страны. Именно поэтому переориентация только обучающей школы на воспитывающую приобретает в сегодняшних реалиях жизни российского общества особую остроту и актуальность. Об этом в свое время говорил В.А. Караковский: «Только слепец не видит, что в современных условиях жизни общества воспитание подрастающих поколений должно стать главным социальным и государственным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение ее в школу воспитывающую».
Вспомним и очень ценную мысль подвижника русской культуры академика Д.С. Лихачева: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры воспитывающей и доброй, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия честности – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».
Находят ли сегодня эти мысли свое воплощение в жизни российских школ? И да, и нет. С одной стороны, государство разработало свой заказ на воспитание, основанное на его приоритетности и традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Со стороны ученых и практиков делается очень много для того, чтобы воспитание стало приоритетным и событийно наполненным направлением в деятельности школ.
С другой стороны, мы видим, что школу практически увели от системного подхода в воспитании. В основе воспитывающей деятельности по-прежнему лежит педагогика мероприятий, возведенная в ранг стандарта (что в воспитании недопустимо), педагогика тесно связанная с бессистемностью, инструктивным характером, засильем отчетности, неспособностью сформировать в сознании детей целостную картину мира, научить их жить в контексте истинных идеалов и ценностей жизни, развить патриотические чувства, оказать помощь в овладении гражданской культурой.
Указания сверху приводят к тому, что все школы стали похожи друг на друга, т.к. действуют по заданным шаблонам, как правило, плохо сочетающимися с возрастным и проблемными подходами. К тому же воспитание ведется, как правило, без учета тех вызовов времени, решение которых зависит во многом от школы. Решить эти проблемы способна только по-настоящему воспитывающая школа. Воспитывающая школа – это авторитетная школа:
- Школа высокой культуры отношений и культуры общения;
- Школа, имеющая свою систему морально-правовых и морально-этических ценностей;
- Школа, осознающая свою миссию в деле воспитания человека, патриота, гражданина; в развитии человечной, образованной, творческой, успешной личности;
- Школа, где всем хорошо, куда хочется возвращаться;
- Школа с развитым укладом школьной жизни;
- Школа, создающая ситуацию успеха учителям и воспитанникам;
- Школа, обеспечивающая защиту тем, кто учится и учит в ней;
- Школа, заботящаяся об авторитете учителя. Учитель-интеллигент: высокопорядочный, высокообразованный, понимающий и ценящий других людей вне зависимости от их возраста, статуса, национальности и др.;
- Школа, эффективно сотрудничающая с родителями и другими партнерами.
Воспитывающая школа – это национально-ориентированная школа. Это школа, в которой воспитание является приоритетным направлением. Здесь всегда помнят заветы:
- К.Д. Ушинского: «Главной целью школы является воспитание, а обучение и учение – это могущественный орган воспитания»;
- В.А. Сухомлинского: «Школа – духовная колыбель народа».
В таких школах строятся и развиваются целостные воспитательные системы, ориентированные на:
- ценностные основы государственной политики РФ: человек (созидание), семья (традиции), страна (патриотизм), общество (согласие), государство (доверие);
- традиционные российские духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
- гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы;
- крепкую семью;
- созидательный труд; приоритет духовного над материальным;
- гуманизм, милосердие, справедливость;
- коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
- историческую память и преемственность поколений;
- единство народов России.
Школа, способствующая воспитанию национально-ориентированных членов общества, станет такой за счет национально-ориентированного образования. Она, как хранитель и транслятор духовных ценностей нации, должна стать основой формирования национального самосознания. Обращенность школы к основам национальной культуры, духовному наследию, истории страны поможет в системе формировать духовно-нравственные убеждения детей с малых лет. В этом и будет состоять ее менталеобразующая функция.
На форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени» одну из главных идей развития страны обозначил наш Президент: «Суверенитет – это свобода национального развития, а значит, и каждого человека в отдельности: технологическая, культурная, интеллектуальная, образовательная состоятельность государства, – вот что это такое. И безусловно, важнейшая составляющая суверенитета – ответственное, деятельное и национально мыслящее, национально ориентированное гражданское общество».
Чтобы воспитать ответственное, деятельное и национально мыслящее, национально ориентированное гражданское общество нужно начать делать это со школьной скамьи. Именно поэтому встает вопрос о переориентации ценностной составляющей российского образования.
Человек. Личность. Патриот. Гражданин.
Как уйти от имитационно-деятельностного подхода к системному,
целенаправленному, деятельностному подходу в воспитании, а значит к получению желательных результатов?
Строить целостные, целенаправленные воспитательные системы на основе:
– ценностного компонента;
– проблемного, возрастного, деятельностного подходов;
– партнерства всех субъектов воспитания (соавторы, соорганизаторы, соисполнители)
Воспитывающая школа – это школа с развитым укладом школьной жизни, особой системой морально-этических и морально-правовых ценностей.
Воспитывающая школа – это школа, в которой изучают и поэтому знают состояние духовного мира воспитанников, опираются на это знание в своем взаимодействии с детьми и их родителями.
Воспитывающая школа – это школа, возвращающая важные периоды в жизни человека: ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, РАННЮЮ ЮНОСТЬ.
Это школа, которая учит современных детей жить в реальном мире, помогает не затеряться и не растеряться в лабиринтах виртуальной жизни
К.Д. Ушинский в своих наставлениях педагогам подчеркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Соответствие образования дню сегодняшнему становится у Ушинского принципиальным требованием к деятельности школы. Отсюда делаем вывод:
Воспитывающая школа – это школа, способная отвечать на вызовы времени согласно своим возможностям и осознанию на своем уровне ответственности за сохранение целостности страны за счет выпуска из своих стен человека разумного, морального, культурного; человека – патриота и гражданина своего Отечества.
Исходя из этого, формулируются, наполняются содержанием и реализовываются стратегические направления взаимодействия субъектов воспитания в условиях вызовов времени:
- в решении проблемы ухода от навязанной западной модели образования к модели национально-ориентированного образования в интересах России;
- в решении проблемы воспитания человека в человеке, как альтернативы расчеловечивания человека;
в наполнении содержания воспитания духовно-нравственным компонентом в ответ на развернутую против нас ментальную войну, ведущую к уничтожению самосознания, изменению ментальной основы общества;
- в решении проблемы слома культурного кода;
- в решении проблемы воспитания уважения к своему Отечеству, формирования патриотических чувств и гражданской культуры, стремления служить ему с малых лет;
- в решении проблемы воспитания уважения к своему и другим народам, населяющим Россию и другие дружественные нам страны мира;
- в решении проблемы воспитания уважения к старшему поколению;
- в решении проблемы сохранения и укрепления традиционных семейных ценностей на основе партнерского взаимодействия школы с семьей.
Воспитывающая школа – это школа, способная участвовать в решении проблем образования, общества, государства, мира.
Автор: Татьяна ПЛАХОВА, специалист в области системного воспитани
Источник: Учительская газета