В составлении учебника по информатике будут участвовать учителя

В составлении учебника по информатике будут участвовать учителя

25.12.2025

О привлечении учителей информатики к подготовке единого учебника по этому предмету сказал министр просвещения России на пленарном заседании Всероссийского форума учителей информатики "Обновление содержания учебного предмета "Информатика": инновации и ценностные основы"

В своем выступлении на пленарном заседании Всероссийского форума учителей информатики в Московском центре качества образования министр просвещения отметил, что знание информатики необходимо сегодня во многих сферах, дети все больше интересуются этой дисциплиной. На математических моделях во многом построена работа искусственного интеллекта. Качественное образование, по словам главы ведомства, позволяет отечественным программистам быть одними из лучших в мире.

Обращаясь к учителям информатики, Сергей Кравцов сказал: «Хочу поблагодарить вас за вашу работу и усердие. Сегодня мы готовим единый учебник по информатике, и мы хотим привлечь к этому процессу вас, учителей-практиков. Нам важно учесть ваше мнение». Государственные учебники по информатике разрабатываются совместно с Российской академией наук. Экспертам предстоит сформировать межпредметные связи и синхронизировать темы с другими учебными дисциплинами. Глава ведомства подчеркнул значимость взвешенного использования информационных технологий в обучении школьников, применения полезного опыта при сохранении приоритета безопасности.

По словам заместителя президента РАН Арутюна Аветисяна, единый учебник по информатике будет включать фундаментальные сведения, лежащие в основе понимания современных технологий, включая ИИ. Привлечение к этой работе педагогов сделает учебник максимально полезным и интересным для учащихся.

Педагоги поделились своими впечатлениями от Всероссийского форума учителей информатики и комментариями относительно приглашения к участию в подготовке учебников по этому предмету.

Яна Казакова, учитель математики и информатики МОБУ СОШ № 84 г. Сочи им. Павлова Н.З.:

«Мероприятие, прошедшее в Московском центре качества образования, произвело на меня глубокое впечатление своей масштабностью и важностью поднимаемых вопросов.

Выступление Министра просвещения РФ Сергея Сергеевича Кравцова стало настоящим откровением, показавшим осознание государством ключевой роли информатики в современном образовательном пространстве. Решение о разработке единого учебника свидетельствует о стремлении обеспечить качественное образование для будущих поколений.

Особенно ценно предложение включить учителей-практиков в процесс создания учебника, ведь именно педагоги знают потребности и проблемы реального образовательного процесса. Особенно важно, что на форуме обсуждались как теоретические основы предмета, так и прикладные навыки, что отвечает современным требованиям к подготовке школьников.

Отдельно хочу отметить акцент на искусственном интеллекте и межпредметных связях, что соответствует тенденциям цифровой эпохи. Впечатляет, что олимпиадное движение и подготовка школьников выходят на международный уровень, что мотивирует детей и поддерживает интерес к информатике. Значимым считаю и внимание к безопасности при использовании информационных технологий в учебном процессе.

В целом, форум способствует повышению качества преподавания и поддерживает развитие инноваций в образовании. Именно такие инициативы помогут подготовить молодых специалистов, востребованных в будущем цифровом мире».

Артем Лапышов, советник директора по воспитанию, учитель информатики МАОУ СОШ № 15 г. Балаково, член Общественной палаты, куратор РусГидро-класса, наставник-просветитель:

«Как практикующий педагог, считаю, что модернизация учебников по информатике – не просто желательное, а жизненно необходимое изменение в системе школьного образования. Многие действующие пособия описывают инструменты и языки программирования, которые индустрия уже оставила в прошлом. Ученики справедливо спрашивают: «Зачем учить Pascal, если все компании используют Python и JavaScript?» Это подрывает мотивацию и создаёт разрыв между школой и реальностью.

Акцент на абстрактных алгоритмах без привязки к современным приложениям превращает информатику в «математику с компьютером». Дети не видят связи между сортировкой массива и, например, рекомендациями в RuTube.

Большинство задач сводятся к шаблонным вычислениям. Нет проектов, где нужно:

 - анализировать реальные данные (например, статистику своего города);
- создавать простые ИИ‑модели (классификация изображений, чат‑боты).

Новый учебник должен стать навигатором в мире цифровых технологий, а не сборником задач. Он должен быть актуальным, гибким и содержать больше практики».

Ксения Бирюлина, учитель информатики, советник директора по воспитанию МАОУ «Лицей № 11» г. Ростова-на-Дону:

«Информатика сегодня – это база для будущего страны. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов чётко обозначил позицию: информатика сегодня – это фундамент технологического будущего России.

Без этих знаний уже не обходятся самые востребованные профессии — от IT и инженерии до медицины и дизайна. И важно, что интерес школьников к предмету растёт – дети сами чувствуют, что это ключ к возможностям в современном мире.

Я вижу это по своим ученикам: многие целенаправленно углубляются в программирование, участвуют в олимпиадах и хакатонах, также наши лицеисты дважды стали чемпионами России по киберспорту».

Как напоминает сайт Минпросвещения России, школьники страны показывают отличные результаты в сфере изучения и развития ИИ в образовании. В текущем году Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту вышла на международный уровень: в ней участвовали представители 26 стран.


Источник: Учительская газета