С нового учебного года стартует эксперимент с оценками за поведение: Где он будет проходить и что о нем думают учителя

С нового учебного года стартует эксперимент с оценками за поведение: Где он будет проходить и что о нем думают учителя

05.05.2025

Как заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, в качестве пилотных регионов выбраны Чеченская Республика, Республика Мордовия, Новгородская, Ярославская, Тульская области и Луганская Народная Республика.

"Мы берем четыре месяца на апробацию. Будем смотреть различные варианты, как выставлять оценку, кто ее будет выставлять, какие использовать критерии. Действовать нужно очень выверенно", - подчеркнул министр. Итоги этого короткого эксперимента будут обсуждаться с учителями и родителями.

После апробации, скорее всего, будет подготовлен законопроект, об этом министр тоже упомянул. Словом, все идет к тому, что оценки за поведение в школе пропишут в законе.

Еще одна головная боль для родителей или рабочий способ угомонить хулиганов? Какие будут последствия - снижение годовой оценки или исключение из школы?

Напомним, разговор о возврате в школу оценок за поведение начался в марте прошлого года. На заседании Совета по правам человека его глава Валерий Фадеев сказал, что оценка за поведение поможет справиться с неуважением к учителям, буллингом и драками. Инициативу поддержал президент России Владимир Путин. Глава государства отметил: если возвращать оценки за поведение, то так, чтобы они были равноценны с другими оценками и влияли на что-то. Позже президент поручил обсудить целесообразность возвращения такой оценки. Эксперты и родители высказывали разные мнения, в том числе и на страницах "Российской газеты", особо отмечая, что для такой оценки нужны очень четкие и строгие критерии. Ведь "двойка" за болтовню и "пара" за драку с синяками - это совсем разные истории.

- Выставлять оценки за поведение впервые начали еще в XIX веке. Такая практика существовала как в Российской империи, так и в советский период, претерпевая изменения вплоть до ее отмены в 1989 году, - рассказала "Российской газете" заведующая лабораторией прикладных и фундаментальных научных исследований Института воспитания Юлия Евграфова. - С тех пор и ведутся дискуссии на тему - нужно ли возвращать оценки за поведение в школу. Так что же такое оценка за поведение и что она дает?

- Оценка за поведение для ребенка - это своего рода обратная связь, некий ориентир, напоминающий о том, что у любого поступка, любого поведения есть последствия - позитивные или негативные, - говорит Евграфова. - Это дисциплинирует, приучает быть ответственным, что особенно важно для детей, которые не всегда могут спрогнозировать, как аукнется тот или иной их выкрутас.

Оценка за поведение ни в коем случае не должна восприниматься как карательная мера. Прежде всего это сигнал для самого ученика, его родителей, учителей и школьных психологов.

Кстати, в исследовании ценностных ориентаций молодежи за 2023 год, которое провел Институт воспитания, четко видно: запрос на подобные меры контроля есть со стороны значительной части родителей, педагогов и даже самих школьников.

- Ключевой момент: оценка за поведение ни в коем случае не должна восприниматься как карательная мера, - подчеркивает Юлия Евграфова. - Прежде всего это сигнал для самого ученика, его родителей, учителей и школьных психологов. Сигнал, что на поведение необходимо обратить внимание. Ведь "плохое" поведение может быть вызвано разными факторами - от потребности во внимании до проблем со здоровьем. Оценка должна стать поводом для диалога и оказания помощи, а не для наказания.

Мнения

Зимфира Юсупова, учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов, Нефтекамск:

- В школе, где обучаются дети-инвалиды, очень сложно ввести объективную систему оценки поведения, учитывая особенности развития и социализации каждого ребенка. Необходимо разработать гибкие критерии, принимающие во внимание индивидуальные потребности и возможности учеников с ограниченными возможностями здоровья. Подходы к оценке поведения в начальной школе, средней и старшей должны различаться: разный возраст - разный уровень сознательности детей.

Юлия Симакова, учитель математики Новосадовской школы "Территория Успеха", Белгородская область:

- Следует признать: в современных условиях применение исключительно количественной оценки не решит проблему агрессии, буллинга и неуважительного отношения к учителям и одноклассникам. Школам нужны комплексные меры правовой защиты и социальной поддержки. Особое внимание следует уделить работе с причинами девиантного поведения, которые, увы, часто идут из семьи. Именно работа с семейными факторами риска может стать ключевым направлением в профилактике асоциальных проявлений среди детей.

София Походий, учитель русского языка и литературы школы N 33 с углубленным изучением отдельных предметов, Петропавловск-Камчатский:

- Одна из функций оценки за поведение - формирование так называемых социально-поведенческих навыков. То есть оценки задают критерии не только правильного поведения в классе, но и умения себя вести с другими в обществе, государстве, в целом. А значит, это не просто определенный балл, это метод, который используется для оценки поведения человека в определенной ситуации.

Но, на мой взгляд, это не единственный способ оценить поведение ребенка.

Источник: rg.ru