Поворот школ к практико-ориентированной модели обучения и рост интереса молодежи к научной деятельности, для полного раскрытия которого требуется дальнейшая интеграция общего и дополнительного образования.
АНО «Национальные приоритеты» представило экспертный доклад «“Культура эксперимента”: как школе воспитать новое поколение для научного и технологического лидерства России». В документе зафиксирован поворот школ к практико-ориентированной модели обучения и рост интереса молодежи к научной деятельности, для полного раскрытия которого требуется дальнейшая интеграция общего и дополнительного образования.
Поколение Альфа ждет от школы ответа на вопрос «Зачем это учить?», демонстрируя прагматичный подход к знаниям. При этом родители поддерживают внедрение новых инструментов в обучение: 61% россиян ждут появления искусственного интеллекта в роли помощника учителя. Положительно родители относятся к использованию ИИ детьми для поиска информации (83%) и творчества (74%), но не для выполнения домашних заданий.
Эксперты отмечают, что серьезный инфраструктурный задел для прорыва в российской школе был создан благодаря реализации задач национальных проектов «Образование» и «Наука», а с 2025 года эта работа продолжается в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». Формирование федеральной сети «Кванториумов», центров «IT-куб» и «Точка роста», обновление оборудования в кабинетах физики и химии заложили каркас для системных изменений. Доля детей, занимающихся по программам технической и естественно-научной направленности, выросла с 5–10% до 30%, что свидетельствует о наличии спроса и успешных практик его удовлетворения.
Одной из успешных моделей полного погружения в обучение эксперты называют систему обучения в Уральском Губернаторском лицее (г. Екатеринбург). Здесь учебный план, дополнительное образование, проектная деятельность и внеурочная деятельность слиты в единое, нелинейное расписание – дети находятся в школе весь день с 8 до 17 часов. На территории лицея физически расположен «Кванториум», чьи программы синхронизированы с основными уроками. Ученики не собирают конструкторы по инструкции, а решают реальные инженерные задачи от партнеров-предприятий. Один из учеников разработал решение, которое так впечатлило уральских ракетчиков, что его пригласили на Байконур на запуск. «Мы учим их не бояться делать и нести ответственность», – отмечает директор лицея Игорь Климовских.
В числе текущих вызовов – сохранение элементов консервативной образовательной модели, разрыв между наличием современного оборудования и его повседневным использованием, а также кадровый дефицит.
Для их преодоления в докладе предложен комплекс мер: развитие системы педагогического наставничества, создание федерального каталога верифицированного цифрового контента и пересмотр санитарных норм для более активного использования лабораторий в учебном процессе.
Ключевым элементом новой философии обучения становится «культура эксперимента». «В школе ошибка – это сразу минус балл, и ты опускаешься вниз по рейтингу. А в науке ошибка – это естественная часть пути. Мы воспитываем не новаторов, а идеальных исполнителей, которые боятся ошибиться», – отмечает Егор Задеба, проректор НИЯУ МИФИ.
«Целевая модель – это не набор отдельных мер, а новая философия, пересобирающая три ключевых элемента вокруг единой цели технологического лидерства: мотивированный ученик, учитель-наставник и открытая образовательная среда. Путь к ней подразумевает эволюционные переходы: от школы знаний к школе деятельности, от страха ошибки к культуре эксперимента, от учителя-контролера к учителю-наставнику», – подчеркивается в заключении доклада.
Справочно
АНО «Национальные приоритеты» – автономная некоммерческая организация, главная цель которой – повышение осведомленности граждан о возможностях и результатах национальных проектов (программ), расширение участия граждан в их реализации.
Доклад «“Культура эксперимента”: как школе воспитать новое поколение для научного и технологического лидерства России» подготовлен при поддержке ЦСП «Платформа».
Источник: Вести образования