Как сделать так, чтобы педагоги чувствовали поддержку, ученики были вовлечены, а технологии действительно помогали, а не мешали? Как сочетать наставничество, цифровые инструменты и управленческую гибкость и при этом сохранять смысл? Своим опытом поделилась директор школы, заслуженный работник образования, победительница в номинации Яндекс Учебника "Я-Директор" на конкурсе "Директор года России" Наталья Чернова.
Как сделать так, чтобы педагоги чувствовали поддержку, ученики были вовлечены, а технологии действительно помогали, а не мешали? Как сочетать наставничество, цифровые инструменты и управленческую гибкость и при этом сохранять смысл? Своим опытом поделилась директор МБОУ «Школа № 16 им. Героя Советского Союза И. А. Лапенкова» (Ачинск), заслуженный работник образования Красноярского края, победительница в номинации Яндекс Учебника «Я-Директор» на конкурсе «Директор года России» Наталья Чернова.
Наталья Юрьевна также является участницей конкурса «Лидеры России» и руководит инновационной площадкой Института изучения детства, семьи и воспитания. Рассматривая вопрос о внедрении современных технологий в образовательный процесс на примере образовательной организации, в которой она является директором, педагог обратила внимание на роль наставничества, мотивации, совместную деятельность ребят и учителей, баланс между традициями и технологиями. Вот что она рассказала.
Роль наставничества в образовании
Наставничество — самый гибкий инструмент развития школы. Мы начали использовать его в 2021 году, когда стали базовой площадкой финансовой грамотности. Тогда же запустили флеш-формат: это когда команда педагогов быстро погружает коллег в новую тему.
В этом году мы вошли в число призеров лучших практик наставничества в Красноярском крае. Сейчас развиваем два направления: управленческое — по финансовой грамотности и методическое — по программе «Орлята России».
В школе я использую три подхода:
Катализация. Новые педагоги сразу получают конкретную задачу и образ результата, а я их сопровождаю. Всем молодым учителям даю дополнительную функцию вести соцсети, журнал, проекты. Пример — моя ученица Валерия. Она начинала как педагог допобразования, затем взяла классное руководство, переучилась на преподавателя информатики и сейчас ведет два класса, курирует финансовую грамотность и отвечает за техсопровождение краевого кейс-чемпионата.
Или еще вот: у меня есть выпускница, которая взялась за «Билет в будущее». Пришла ко мне и сказала: «Не очень понимаем, что нужно делать, но готовы». Она стала навигатором проекта, а я — куратором. В итоге три года подряд наша школа единственная в Красноярском крае была площадкой проекта. Для нас это значимо: мы обычная школа, но смогли выйти на уровень профессиональных колледжей.
Парное наставничество.
Когда готовим важное крупное событие, распределяем функции и работаем в связке.
Наставничество для учеников. Включаем педстажёров нашего психолого-педагогического класса в городские и региональные проекты. Это направление тоже стало призовым на краевом конкурсе.
Система работает, когда в школе матричная структура, сотрудники растут, исполняя разные роли, и опираются на доверие.
Как мотивировать педагогов
Мотивация — это всегда личность и пример. В любом коллективе есть «паровоз», человек, которому верят и за которым идут. Важно включать школу в проекты, давать педагогам возможность путешествовать, знакомиться с практиками и видеть результаты своей работы.
Детско-взрослая общность
Это еще один принцип нашей работы. Почти все форматы, которые мы проводим для учеников и педагогов-наставников, строятся как совместная деятельность. Мы живем по годичному циклу школы, фиксируем результаты, готовимся к «Балу героев», публично признаем достижения. Чтобы избежать разрозненности, все классы движутся в общей теме четвертей.
Этот подход делает воспитание не разовым событием, а ежедневной практикой. Дети работают вместе, старшие становятся наставниками младших. Так формируется школьная среда, в которую включен каждый. В день рождения школы у нас особый праздник. Каждый класс выбирает приоритетное направление и формулирует три результата, которые должен представить всей школе. На этом строится календарь мероприятий. Отмечу, что 1 октября школе исполнилось 40 лет.
Тема этого года — «Живая классика». Мы экспериментируем с театрализацией учебных предметов, показываем физику, биологию и химию в миниатюрах. Первый опыт — инсценировка движения электрического тока — прошел удачно, педагоги отметили, что дети быстрее уловили суть. В основе нашего управления лежит воспитательный процесс, который опирается на ценностно-смысловую и историко-культурную основу.
Достижения и проекты школы
У нас много инициатив, которые получили признание на разных уровнях. Одна из ключевых — проект по приобщению учащихся к ценностям и смыслам. Его одобрила Российская академия образования и включила в официальный сборник. Краевой кейс-чемпионат — еще одно направление, которым гордимся. Он вошел в топ-150 инновационных проектов России и признан лучшей практикой края.
Третье значимое достижение — «Бал героев». Благодаря ему мы стали инновационной площадкой по воспитанию, представили опыт в Общественной палате РФ и опубликовали ряд научных материалов. Еще мы вновь подтвердили статус флагманской школы программы «Орлята России». Коллеги активно интересуются нашим опытом, мы часто принимаем гостей и делимся практиками.
Баланс между традициями и технологиями
Мы используем разные цифровые сервисы, но внедряем их осторожно. Любая технология должна облегчать работу, усиливать урок или помогать детям, а не быть самоцелью. Мы задаем вопрос: зачем это используем? В прошлом году мы даже написали гимн «Бала героев» с помощью нейросетей — теперь он звучит на всех мероприятиях.
Раз в месяц мы всей школьной командой осваиваем материал в четырех форматах, в том числе цифровом, чтобы сформировать устойчивую привычку.
Повышает ли ИИ вовлеченность
Да, если применять по делу. Геймификация или визуализация с помощью ИИ — все это работает как мотивационный крючок. Но ни одна технология не учит сама по себе. Сначала цель — потом инструмент. Тогда цифровые решения дополняют обучение, а не подменяют его.
Нужно ли внедрять ИИ в школу
Важно чувство меры. ИИ помогает, но может и навредить, если применять его бездумно. Я всегда говорю детям: главная проблема ИИ — достоверность. Они это замечают, на занятиях легко отличают репродукции, созданные ИИ: в них чувствуется холодность и отсутствие правды. ИИ не заменит человека, ценности и критическое мышление остаются за нами. Он может быть сильным помощником, если уметь проверять информацию.
Какие технологии войдут в массовую школу
Уже стали нормой электронные дневники и журналы. Скоро повсеместно появятся учебники и разработки ГИС «Моя школа». Новому поколению учащихся нужна индивидуальная траектория. Учитель не может этого дать в отличие от цифровых платформ. Например, когда школьник разбирает задачу в платформе по подготовке к ЕГЭ Яндекс Учебника, ИИ не дает ответ сразу, а подталкивает вопросами к верному решению.
Каким должен быть руководитель школы
Прежде всего, должен уметь заряжать людей энергией. Второе — быть гибким, не идти на компромисс во всем, но уметь менять траекторию, сохраняя ценности и общую линию. Третье — иметь внутренний стержень. Если его нет, поток изменений просто разнесет человека.
И конечно, доброта и любовь к делу. Без этого руководитель превращается в исполнителя. Мне близок девиз «Качество — это когда делаешь свою работу хорошо, даже если никто не смотрит».
Хард-скилы важны, но сегодня на первый план выходят мягкие навыки: самоменеджмент, умение работать в неопределенности и быть примером для других.
Как улучшить качество образования
Первое — не бояться изменений. И второе — четко видеть образ результата в цифрах, этапах, смыслах. Без него движение будет пустым.
Ранее «Учительская газета» рассказывала о цифровом сервисе «Ассистент преподавателя», чем он полезен учителю.
Источник: Учительская газета